anna_svetlaya (anna_svetlaya) wrote,
anna_svetlaya
anna_svetlaya

Categories:

Мифы о знаменном пении

Собрала из моих ответов http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=917

Партесное пение насаждалось у нас не без труда (погуглите, если не верите). Пели знаменным распевом во многих храмах вплоть до начала 20 века, только теперь это было пение простое, пение дьячков левого клироса.

И почему все считают, что знаменное - это долго? Можно всю службу петь малым знаменным, "напевкой", выйдет еще короче партесной. Длительность обусловлена или любовью поющих к более полному соблюдению Устава или малограмотностью певчих, которые, кроме синодальных сборников больше ничего не поют.

"...если исполнять всенощное бдение только уставным знаменным распевом - то есть, распевать все стихиры на гласы, а не "гнать" их погласицей, то отслужить быстро не получится..."

Кстати, в моей практике тоже такое было, я пела в хоре, который вообще не пел самогласные стихиры-тропари, и все время получали нагоняи от священника, обижались. Потом пришлось выучить. Мы тоже считали тогда Синодальные сборники - уставным знаменным распевом и думали, что петь
напевкой - это какое-то отступление от правильности. На самом деле пение на самогласен - такое же уставное пение, а может даже более уставное, если брать за пример традиции старообрядцев, в наше время все старообрядцы, и поповцы, и беспоповцы поют столповым распевом ограниченное количество песнопений, чаще всего используют "напевку". В интернете выложен Выговский устав (это беспоповцы-поморцы) (изд. 1912 г., Саратов) http://www.pomorian.org/archives/55 На л.1об на Малой вечерне указывается петь воскресные стихиры на Господи Воззвах на глас, а Богородичен по знамени, на л.7 на Великой вечерне 7 стихир воскресных по знамени, а святому из Минеи 3 стиха на глас или на подобен. Догматик всегда по знамени.

В нашем Типиконе не говорится, что петь "на глас", а что "по знамени", но в истории наших русских уставов встречаются уставы, которые четко фиксируют, что и как надо петь. Подобные указания писались по образцу Соловецкого устава XVII в., там было больше пения "по знамени", на "славу" и на "и ныне" могли исполнять путевой распев. Это пример того, что исходя из литургической необходимости, можно петь песнопения или "нАглас" или "по знамени", ориентируясь на торжественность службы и волю
настоятеля, а не на принцип "что есть, то и поем".

"Чтобы петь знаменно, надо жить знаменно" - слова, сказанные о. Борисом Николаевым и подхваченные партесниками. О. Борис Николаев, когда писал свои слова просто призывал к правильной
жизни, а не имел ввиду, что невозможно в наше время петь знаменным распевом, просто обычно его фразу извращают... Очень часто используют как отговорку. Только с духовным пением можно молиться, а набор концертов можно только слушать, молиться под навороченный партес можно только святым, которым уже ничего не мешает молиться. К тому же даже в простеньком обиходе
многоголосье мешает ясности восприятия.

"Мы не поем так, как пели в XVI веке, а значит - все не правильно и не так, цель знаменного пения не достигается".

Ага, "сначала плавать научись, а потом воду в бассейн наливай".
Вопрос - в чем принципиальная важность петь, как пели в XVI веке?

Насчет "настоящести" современного исполнения, конечно, идут споры, есть разные мнения. Мы сами уже другие, у нас другое тональное мышление, есть люди, считающие, что нужно "уходить в лес", чтобы не слышать гармоническую музыку, общаться только с древними староверами, чтобы
перенять их звукоряд, манеру... Мнения можно иметь разные, но возможности для изучения "настоящести" в наше время есть, все-таки для многих практиков прошло уже 20 лет. Накоплен и собственный опыт и полно аудиозаписей и литературы в интернете. Мое мнение, что у тех, кто давно поет, пение все-равно становится "живое": если пение "впето" и если есть настройка не петь уныло, псевдо-монашески... Конечно, без аудиозаписей не обойтись, все надо слушать, изучать... Хотя бы для того, чтобы видеть свои уже впетые "ошибки расшифровки".

Петь в настоящее время по крюкам возможно и без расшифровки в голове, у профессиональных музыкантов расшифровка в голове только на начальном уровне, дальше - человек видит попевку целиком и поет, а для остальных - если песнопение знакомо, оно поется почти наизусть, зачем тут расшифровка?

Сейчас певчие, серьезно занимающиеся знаменным распевом, изучают старообрядческое пение, традиции не утеряны, имеются аудиозаписи 60-х гг ХХ века, и они очень мало отличаются от аудиозаписей старообрядцев ХХI века.

В 15 веке была реформа нотации и рукописи до 15 века никто не поет. Беспометную нотацию 16 века прочитать сложно, но возможно, конечно, существует вариативность расшифровки некоторых мест, но большая часть песнопений совпадает с пометными.

"Ведь знаменный распев – это образ жизни – медленный, вдумчивый, спокойный, молчаливый, тихий." - Неправда, послушайте старообрядцев! Разве что вдумчивый - это правда, а остальное зависит от исполнителей.

"Современная музыкальная эстетика и знаменное пение находятся на таких разных полюсах восприятия" - Неправда. Современной молодежи, воспитанной на рок и поп-культуре, а не на классике, легче воспринять ритмичный знаменный распев.

"мы не умеем правильно петь одноголосье" - а вот это правда, только почему-то не указано, почему. Потому что привыкли, что унисон - это что-то очень сложное, в него практически невозможно попасть. А попадать не надо - надо просто петь, голоса постепенно сами начнут сливаться, одноголосье будет не выхолощенным а расцвеченным разными тембрами, естественным.

Знаменное пение в современных храмах звучит редко ТОЛЬКО из-за косности мышления настоятелей и епископов, которые не хотят утруждать себя, менять свои привычки. Практика показывает, если настоятелю нужно знаменное пение, то у него сколачивается община, которой нравится такое пение, под которое удобно молиться, подпевать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment